РОЛЬ ИСПЫТАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ ЛА
1.1. Этапы жизненного цикла сложных технических систем
Создание таких больших и сложных технических систем (СТС), как изделия авиационной и ракетно-космической техники, неразрывно связано с совершенствованием и развитием методов обеспечения требуемого уровня их безопасности и надежности, начиная от разработки тактико-технических требований, технических условий на проектирование и производство и кончая их комплексными испытаниями и эксплуатацией.
Несмотря на разнообразие назначения, состава и условий использования, все сложные технические системы обладают некоторыми основными общими свойствами, позволяющими объединять их в один класс. К таким общим свойствам относятся целостность, эмер — джентность, иерархичность и конечность.
Целостность подразумевает целенаправленную работу всех компонентов СТС как единого целого для выполнения системой ее назначения.
Эмерджентность определяет появление у СТС свойств, которые не присущи ее компонентам. Эти свойства вызваны нелинейностью как характеристик самой системы, так и связей между этими характеристиками и характеристиками ее компонентов.
Иерархичность структуры СТС понимается как возможность представления системы как части суперсистемы более высокого уровня иерархии, а любой ее части — как системы более низкого уровня.
Конечность СТС указывает на конечность потребных для ее создания ресурсов, т. е. принципиальную ее реализуемость.
Помимо указанных свойств СТС присущи высокая стоимость и многоцелевой характер. В стоимость СТС включаются затраты на ее
создание, производство и эксплуатацию. Многоцелевой характер СТС приводит к необходимости описывать ее свойства рядом показателей, требования к которым нередко оказываются противоречивыми.
Общий характер свойств СТС определяет универсальность разработанных в настоящее время методов системного проектирования и возможность их использования при разработке конкретных систем.
Жизненный цикл СТС протекает в рамках организационной структуры — НИИ, КБ, промышленных предприятий и эксплуатирующих организаций.
Формирование концепции (общего замысла системы) производится в НИИ. Основой его является внешняя информация, задаваемая директивно на основании анализа развития отрасли.
В ходе формирования концепции формулируется назначение СТС, общая идея возможной ее организации, определяются характеристики среды и необходимые ресурсы, формируется понятие эффективности системы и устанавливаются показатели эффективности. Этап заканчивается разработкой технического задания (ТЗ), являющегося основанием для начала проектирования системы.
Проектирование осуществляется в КБ. Цель проектирования состоит в разработке оптимального варианта организации СТС, технической документации, необходимой для производства системы на предприятиях, в создании опытных образцов подсистем и подготовке технической документации для серийного производства.
На этапе проектирования определяется возможность реализации принятых при формировании решений (моделирование, макетирование и испытания макетов подсистем), а также разрабатывается методика испытаний и выбирается испытательная аппаратура.
По разработанной технической документации опытное производство КБ осуществляет выпуск опытной партии. В процессе опытного производства все подсистемы подвергаются тщательным испытаниям как в цехах опытного производства, так и на специальных испытательных полигонах в условиях, максимально приближенных к реальным эксплуатационным условиям. Цель этих испытаний — обнаружение возможных несоответствий СТС технической документации и экспериментальная отработка как самой системы, так и технической документации на соответствие требованиям ТЗ.
Этап серийного производства начинается с внедрения технической документации на заводы промышленности. При этом вносятся изменения, отражающие конкретные особенности серийного завода.
По откорректированной технической документации на серийном заводе осуществляется выпуск установочной партии. Ее назначение — проверка качества откорректированной идя серийного производства технической документации и выявление «нестыковки», которая может отразиться на качестве серийных образцов. Выпуск установочной партии завершается ее испытаниями в условиях испытательного полигона или эксплуатации. Техническая документация, откорректированная по результатам испытаний установочной партии, используется для серийного выпуска систем. Серийные системы проходят цикл лабораторных (стендовых и полигонных) испытаний. При удовлетворительных результатах испытаний принимается решение о принятии системы в эксплуатацию, после чего она транспортируется к месту ее эксплуатации.
Основная задача этапа эксплуатации состоит в достижении целей создания системы, что обеспечивается поддержанием ее параметров на уровне, определенном технической документацией. В ходе эксплуатации проводятся эксплуатационные испытания, текущий ремонт и модернизация. Информация, получаемая в процессе эксплуатации, поступает в разрабатывающие организации и на серийное производство, где она используется для создания новых и модернизации существующих систем с целью улучшения их качества.
Таким образом, функции основных этапов создания новых изделий в настоящее время распределяются следующим образом:
• заказчик задает требуемый уровень безопасности и надежности изделия в тактико-технических требованиях и технических условиях на его проектирование;
• конструкторы закладывают требуемый уровень безопасности и надежности в проектируемое изделие, используя при этом современные принципы и методы рационального конструирования, методы обеспечения высокого уровня технологичности проектируемых объектов, а также проводя комплекс наземных и летных испытаний для экспериментального подтверждения правильности выбранных технических решений при создании изделий;
• опытное производство обеспечивает уровень безопасности и надежности, заложенный в конструкцию изделия с использованием современных достижений (в области разработки и реализации технологических процессов изготовления, контроля и заводских испытаний изделия), повышающих точность и стабильность производства;
• эксплуатация (включая транспортирование, хранение, запуск и управление полетом) сохраняет заданный заказчиком, заложенный конструкторами и обеспеченный в процессе производства уровень безопасности и надежности изделия, с использованием современных методов технического эксплуатационного обслуживания по фактическому состоянию и др.